Медико - педагогическая работа с детьми в период адаптации к условиям дома ребенка или к условиям новой группы.
Каждый маленький человек- это личность, достойная уважения и понимания. Наши сотрудники много внимания уделяют самочувствию ребенка, его эмоциональному благополучию в доме ребенка. При поступлением в дом ребенка происходит множество изменений: строгий режим дня, отсутствие родителей, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение, таящее в себе много неизвестного, а значит и опасного. Все эти изменения обрушиваются на ребенка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая без специальной организации может привести к невротическим реакциям, таким как капризы, страхи, отказ от еды, частые болезни, психическая регрессия.
Для адаптационного периода характерны эмоциональная напряженность, беспокойство или заторможенность. Ребенок плачет, стремится к физическому контакту со взрослыми или, наоборот, раздражено отталкивает их, сторонится сверстников. Особенности поведения во многом связаны с особенностями темперамента детей. Дети с флегматическим темпераментом, как правило, ведут себя заторможено, а холерики, наоборот, излишне возбужденно. В любом случае социальные связи ребенка могут оказаться очень напряженными, а иногда и полностью нарушенными. Эмоциональное неблагополучие сказывается на сне и аппетите.
Разлука и встречас родными протекает подчас очень бурно, экзальтированно: малыш не отпускает от себя родителей, долго плачет после их ухода, а на следующем свидании встречает их слезами. Меняется и активность ребенка по отношению к предметному миру. Игрушки оставляют его безучастным, интерес к окружающему снижается. Падает уровень речевой активности, сокращается словарный запас, новые слова усваиваются с трудом. Общее подавленное состояние приводит к частым болезням. Легкая адаптация длится 1-2 недели, у ребенка постепенно нормализуется сон и аппетит, восстанавливается эмоциональное состояние и интерес к окружающему миру, налаживаются взаимоотношения со взрослыми и сверстниками. Ребенок достаточно активен, не возбужден. Снижение защитных сил организма выражено незначительно, к концу 2-3 недели они восстанавливаются, острых заболеваний не возникает. Адаптация средней тяжести длится дольше. Нарушения в поведении и общем состоянии ребенка выражены ярче. Сон и аппетит восстанавливаются только через 30-40 дней. Настроение неустойчиво, значительно снижается активность малыша: он часто плачет, малоподвижен, не проявляет интереса к игрушкам, отказывается от занятий, практически не разговаривает. Отчетливо выражены изменения в деятельности вегетативной нервной системы: могут быть функциональные нарушение стула, бледность, потливость, тени под глазами, пылающие щечки, усиление проявления экссудативного диатеза. Дети часто заболевают острой респираторно-вирусной инфекцией. Ребенок на короткое время теряет в весе, есть признаки психического стресса. Сдвиги нормализуются в течении 1-1,5 месяцев. Тяжелая адаптация длится от 2 до 6 месяцев. Ребенок начинает длительно и тяжело болеть, одно заболевание почти без перерыва сменяет другое, защитные силы организма подрываются и уже не выполняют свою роль - не предохраняют от инфекции. Это неблагоприятно складывается на физическом и психическом развитии малыша. Другой вариант тяжелой адаптации – неадекватное поведение ребенка, которое настолько ярко выражено, что граничит с невротическим состоянием. Аппетит длительно снижается, может отказываться от еды, или возникает невротическая рвота при попытке накормить ребенка. Малыш плохо засыпает, вскрикивает и плачет во время сна, просыпается со слезами; сон его чуткий и короткий. Во время бодрствования ребенок подавлен, не интересуется окружающим, избегает других детей или ведет себя агрессивно. Улучшение состояния происходит очень медленно, в течение нескольких месяцев. Темпы развития замедляются по всем параметрам. На успешность адаптации ребенка к новым условиям влияют в первую очередь физическое состояние, здоровый физически развитый малыш обладает лучшими возможностями адаптационных механизмов. Нервные и соматически ослабленные дети испытывают значительно большие трудности. Другим фактором является возраст малыша, при поступлении в дом ребенка. Страх и беспокойство может стать предпосылкой развития психо – симатического заболевания. Третьим, фактором, влияющим на характер адаптации, является степень сформированности у ребенка умения общаться с окружающими и уровень освоения предметной деятельности. Психологи выявили четкую закономерность между развитием предметной деятельности ребенка и его привыканием к новым условиям. Легче всего адаптация протекает у малышей, которые умеют длительно, разнообразно и сосредоточено действовать с игрушками. Такие дети любят решать предметные задачи: собирать пирамидку, матрешку, вкладыши, элементы конструктора. Большое влияние на течение адаптации оказывает и отношение ребенка к сверстникам. Неумение общаться с другими детьми отягощает сложность адаптационного периода.
Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе.
Для успешной адаптации ребенка раннего возраста к условиям дома ребенка необходимо прежде всего создать у него положительную установку, положительные впечатления о группе и о доме ребенка в целом, это зависит в первую очередь от воспитателей, медсестер, от их умения и желания создать атмосферу тепла, доброты, внимания в группе. Процесс адаптации нельзя пускать на самотек. Его необходимо правильно организовать. Самое главное - завоевать доверие малыша, дать почувствовать, что его понимают и принимают таким, какой он есть. Чтобы лучше понять ребенка взрослым нужно самим почаще вспоминать свой детский опыт разлуки с близкими, свои переживания и страхи. Это поможет с терпением относиться к постоянным капризам ребенка. В период адаптации нужно максимально бережно относиться к малышу. Целесообразно сохранить привычное для малыша приемы ухода за ним, даже если они противоречат приемам воспитателя. Требования дисциплины не должны противоречить индивидуальному подходу к каждому ребенку, нельзя насильно заставлять ребенка делать что-то не так, как он привык, поскольку страх в такой ситуации, значительно осложнит привыкание к новым условиям. Во время адаптации малыши особо остро нуждаются в чувстве защищенности, эмоциональном комфорте.
Что нежелательно делать в первые дни.
В первые дни после поступления ребенка не следует проводить неприятных для него процедур. Если он не любит, когда его стригут - подождите, пока он придет в уравновешенное состояние. Особое внимание нужно уделить здоровью малыша, и ввести в рацион витамины, адаптогены, иммуномодуляторы, седативные травы. Лучше предупредить заболевание.
Дети, у которых наблюдаются проявления эмоционального стресса, нуждаются в консультации психоневролога. Особое внимание нужно обратить на организацию полноценного отдыха ребенка. Во время сна нельзя громко говорить, смеяться, включать музыку. Малыш в этот период итак чересчур перегружен впечатлением, нужно щадить его нервную систему.
Несколько правил для успешной адаптации ребенка.
Правило 1.Первое и самое важное – добровольность участия ребенка в игре.
Правило 2.Взрослый должен стать непосредственным участником игры.
Правило 3.Многократное повторение игр, которое является необходимым условием развивающего эффекта.
Правило 4. Наглядный материал нельзя превращать в обыденный, всегда доступный, он должен оставаться для детей необычным. Все что выставлено можно брать детям.
Правило 5. Взрослый не должен оценивать действия ребенка словами типа «Не верно, не так» или «Молодец, правильно». Дайте ребенку возможность проявить, выразить себя, не загоняйте его в свои, даже самые лучшие, рамки. Малыш по своему видит мир, у него есть свой взгляд на вещи, помогите ему выразить все это.