«АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ»
Старший воспитатель Ульяновского Областного специализированного дома ребенка для детей с органическим поражением центральной нервной системы с нарушением психики Бурковская О.Н.
Тема: «Актуальные проблемы специального образования, недостаточная разработанность нормативно-правовой базы системы специального образования. Организация ранней диагностики и ранней коррекции отклонений в развитии в период от 0 до 3 лет. Закономерности психического развития»
Дети с отклонениями в развитии в нашей стране могут получать специальную медико-психолого-педагогическую помощь в учреждениях системы здравоохранения, социальной защиты и в системе образования. Дом ребенка относится к системе здравоохранения, здесь получают помощь дети с отклонениями в развитии от 0 до 4 лет.
На протяжении многих лет вопросы изучения, обучения и воспитания детей с отклонением в развитии инитегрировались в рамках дефектологии. Отклонения в развитии психики в дефектологических исследованиях изучались с клинических, психологических, педагогических позиций.
С 90-х годов ХХ века началось самостоятельное развитие двух научных направлений: специальной педагогики и специальной психологии.
Специальная психология изучает причины, сущность и закономерности отклоняющегося (нарушенного) развития психики, психологические особенности детей с недостатками в развитии познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы, личности.
Специальная педагогика является составной частью педагогики, одной из её ветвей и разрабатывает теоретические и прикладные аспекты специального (особого) образования и воспитания детей с недостатками в физическом и психическом развитии, для которых образование в обычных условиях, при помощи общепедагогических методов и средств, затруднительно или невозможно.
Так как специальная педагогика является частью педагогики, то она пользуется большинством общепедагогических терминов, но в то же время имеет собственную терминологию, отражающую её специфику. В проекте закона о специальном образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья приводятся следующие определения терминов, используемых в области специального образования.
Специальное образование – дошкольное, школьное, профессиональное, для получения которого лицам с ограниченными возможностями здоровья создаются специальные условия.
Лицо с ограниченными возможностями здоровья – лицо, имеющее физический и (или) психический недостаток, который препятствует освоению образовательных программ без создания специальных условий.
Недостаток – физическое или психическое нарушение, подтвержденное ПМПК в отношении ребенка и МСЭК – в отношении взрослого.
Физический недостаток – подтвержденный в установленном порядке временный или постоянный недостаток в развитии и функционировании органа человека либо хроническое соматическое или инфекционное заболевание.
Психический недостаток – утвержденный в установленном порядке временный или постоянный недостаток в психическом развитии человека, включая нарушения речи, эмоционально-волевой сферы (в том числе аутизм), последствия повреждения мозга (в том числе УО, ЗПР), создающие трудности в обучении.
Сложный недостаток – совокупность физических и психических недостатков.
Тяжелый недостаток – физический или психический недостаток, выраженный в такой степени, что образование в соответствии с государственными образовательными стандартами (в том числе специальными) является недопустимым и возможности обучения ограничиваются получением элементарных знаний об окружающем мире, приобретением навыков самообслуживания, приобретением элементарных трудовых навыков.
Компенсация психических функций – это возмещение недоразвитых или нарушенных психических функций путем использования сохранных функций. Например, компенсация функций зрительного анализатора у слепорожденного ребенка происходит за счет развития осязания, т.е. деятельности двигательного и кожного анализаторов.
Коррекция – термин относится к социальной и образовательной среде (например, коррекционно-развивающее обучение).
В последнее время достаточно популярной становится лечебная педагогика, которую рассматривают как специальную педагогику с медицинским сопровождением.
Как раз этот вариант специальной педагогики действует в Специализированном доме ребенка. Педагоги не смогли бы добиться динамики в развитии детей без специального лечения детей с физическими и психическими недостатками, и лечение без коррекционно-направленного психолого-педагогического сопровождения не было бы успешным и полным.
В тесной связи со специальным образованием часто употребляется термин реабилитация – это комплекс мер медицинского, социального и образовательного характера с целью восстановления нарушений функций.
Применительно к детям раннего возраста с отклонениями в развитии применяется термин абилитация, т.к. по отношению к этому возрасту можно говорить не о возвращении способности к чему-нибудь, а о первоначальном её формировании.
Специальная педагогическая помощь – деятельность специально подготовленных педагогов в специально созданных педагогических условиях (развивающая среда, особое содержание, методы и формы обучения и воспитания), обеспечивающая индивидуальное развитие ребенка с особыми образовательными нуждами.
Долгое время в дефектологии использовались термины аномальное развитие, аномальный ребенок. Сегодняшняя терминология отличается гуманным, корректным и тактичным словарем и соотносится с терминологией, принятой в международном сообществе.
Медицинские термины, которые имеют диагнозный характер (аномальные дети, дети с патологией развития), не отражают особых потребностей этих детей в образовании, поэтому наиболее продуктивным представляется термин дети с особыми (специальными) образовательными потребностями. Так же применяется термин дети с ограниченными возможностями, при этом имеется ввиду ограничение возможностей участия в стандартном образовательном процессе, в связи с чем возникает необходимость в специальных педагогических условиях обучения и воспитания.
Современная специальная педагогика включает несколько предметных областей, к которым относятся:
В нашем учреждении живут и воспитываются дети с различными недостатками, нуждающиеся в специальной педагогической помощи. Наши педагоги сталкиваются с различными проблемами предметных областей специальной педагогики (это коррекционная педагогика, логопедия, олигофренопедагогика, обучение детей с нарушением опорно-двигательного аппарата, эмоционально-волевой сферы).
Каждая предметная область дифференцируется по возрастным периодам. Исторически так сложилось, что в первую очередь рассматривались вопросы специального обучения и воспитания детей школьного возраста, поэтому именно школьный период является наиболее разработанным.
Менее исследованы вопросы дошкольного воспитания детей с отклонениями в развитии. Новой для отечественной специальной педагогики является проблема ранней диагностики и ранней помощи (от 0 до 3 лет) детям с последствиями раннего органического поражения ЦНС. Родители таких детей зачастую поздно обращаются к специалистам, упуская возможности сензитивных периодов в коррекции развития.
Наиболее успешным можно считать опыт Санкт-Петербурга, где с 1990-х годов действует программа «Абилитации младенцев» и создан Институт раннего вмешательства (под руководством Е.В. Кожевниковой). При Институте коррекционной педагогики РАО в Москве создан Центр ранней диагностики и коррекции, разрабатываются вопросы комплексного сопровождения развития детей с первых месяцев жизни (Ю.А. Разенкова, Е.А. Стребелева, Е.Ф. Архипова и др.). Именно ранний и дошкольный возраст является сензетивными периодами наиболее интенсивного психического развития. В эти периоды происходит морфо-функциональное созревание мозга, закладывается основной объем условных связей, что служит для дальнейшего развития ВПФ и личности в целом. Пока возможности сензетивного периода не используются в полной мере, отсутствует система ранней помощи детям с органическим поражением ЦНС.
В нашем учреждении, где дети находятся под постоянным наблюдением врачей и специалистов специальной педагогики проблема ранней диагностики менее актуальна. Актуальной проблемой является ранняя коррекция развития, недостаток педагогических кадров, вследствие чего не все дети с ограниченными возможностями получают психолого-педагогическое сопровождение развития. Упущены возможности детей 1-го года жизни, дети отстают на 2-3 эпикризных срока. Чем раньше началось отставание в нервно-психическом и моторном развитии у ребенка, тем длительнее будет период коррекции, направленной на преодоление какого-либо недостатка. В структуре любого дефекта можно выделить первичные и вторичные нарушения. Первичные обусловлены органическим поражением мозга или функциональной незрелостью его структур, а вторичные спровоцированы первичными, т.к. психическое развитие происходит на неполноценной основе. Помимо этого могут возникнуть третичные и даже четвертичные нарушения, которые главным образом затрагивают личностную сферу ребенка (например, ребенок с поражением слухового анализатора: первичный дефект – снижение слуха, вторичный – грубое недоразвитие речи, третичный – проблемы личностного характера – озлоблен, агрессивен). Чем меньше возраст ребенка, тем более выражен первичный дефект, а вторичные нарушения формируются по мере того, как ребенок развивается на дефектной основе. Т.о. при раннем начале коррекционной работы можно ослабить проявление первичного дефекта и предупредить появление вторичных нарушений: без психолого-педагогического воздействия отставание в развитии увеличивается. И тогда уместно говорить о педагогической запущенности.
Важнейшей проблемой специального образования является недостаточная разработанность его нормативно-правовой базы: в последние годы разработан проект государственного стандарта образования лиц с ограниченными возможностями здоровья, в котором предпринята попытка осмысления специальных образовательных потребностей различных детей с отклонениями в развитии, регламентирована деятельность специальных образовательных учреждений. Однако этот документ до сих пор не утвержден и существует в качестве проекта.
Важнейшим благом для человека являются его права и свободы. Права лиц с умственными и физическими недостатками в течение длительного времени являются предметом пристального внимания со стороны международного сообщества.
К настоящему времени разработан и принят целый ряд документов ООН по этой проблеме: Всеобщая декларация прав человека; Декларация о правах инвалидов; Декларация о правах умственно отсталых лиц; Конвенция о правах ребенка; Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов. Было обращено особое внимание на необходимость обеспечения защиты детей, в том числе и детей с ограниченными возможностями.
Генеральная Ассамблея ООН 20 ноября 1989 года приняла Конвенцию о правах ребенка – «великую хартию вольности для детей, мировую конституцию прав ребенка». Главная цель Конвенции – максимальная защита интересов ребенка. Её положения сводятся к четырем важнейшим требованиям, которые должны обеспечить права детей: выживание, развитие, защита и её обеспечение активного участия в жизни общества.
Статья 23 посвящена детям с ограниченными возможностями, а так же подтверждению права «неполноценного в умственном и физическом отношении ребенка на достойную жизнь в обществе». Пункт 3 этой статьи предусматривает приоритетное удовлетворение особых потребностей такого ребенка в области образования, медицинского обслуживания.
Декларация ООН о правах умственно отсталых лиц направлена на коренное изменение отношения общества к этой категории населения. Этот документ провозглашает, что умственно отсталый человек имеет неотъемлемое право на признание его человеческого достоинства, на соблюдение обществом тех же самых прав человека, которые принадлежат и всем людям.
Законодательная политика Российской Федерации направлена на то, чтобы постепенно привести существующие в стране законодательные акты в соответствие с международными, поэтому в течение 1990-х годов были приняты меры по ратификации и реализации ряда международных документов. Принципиально важными законотворческими решениями являются: 1. Закрепление прав детей в главных сферах их жизнедеятельности в соответствии с Конвенцией ООН о правах ребенка и Заключительными замечаниями комитета ООН по правам ребенка. 2. Принятие мер по улучшению здоровья детей с ограниченными возможностями. (Конституция РФ, Семейный кодекс РФ, постановление Правительства РФ «О внесение изменений и дополнений в Закон РФ «Об образовании», Указ Президента РФ «О мерах по формированию доступной для инвалидов среды деятельности», Федеральная целевая программа «Дети России», Закон РФ «О социальной защите инвалидов», Федеральная программа «Социальная поддержка инвалидов»).
Закон «Об образовании» закрепляет государственные гарантии на получение образования лицам с отклонениями в развитии. В частности статья 50 пункт 10 Закона предусматривает создание для детей с отклонениями в развитии государственных, муниципальных специальных (коррекционных) групп, классов, детских садов, школ, регламентирующих свою деятельность «Типовым положением о специальном (коррекционном) учреждении для воспитанников и обучающихся с отклонениями в развитии».
В нашем доме ребенка воспитываются дети с отклонениями в развитии, дети-инвалиды. В силу жизненных обстоятельств это дети-сироты. Мы для них – это их семья, главный врач является опекуном всех наших малышей. И кто, как не мы с вами, побеспокоимся о соблюдении их прав, приложим усилия, чтобы обеспечить в полной мере их лечение, воспитание и развитие, социальную адаптацию и социализацию.